Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка
сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и
сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с
окружающим миром.
Симптомы кризиса 3 лет у детей
·
Происходит ломка прежних и становление
новых качеств личности ребенка;
·
Ребёнок начинает отделяться от
взрослых.
·
Возникает непреодолимое желание
все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит
любому давлению со стороны окружающих людей.
·
Ребенок начинает отстаивать свое
«Я».
·
В речи ребенка все чаще
можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
·
Появляется чувство собственности,
склонность к жадности, ревности.
·
Малыш становится упрямым.
·
Дети не делают того, о чем их
попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать
все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его
интересам.
·
Ребенок может проявлять
недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими
людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
·
Может называть родителей бранными
словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как
реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство
поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится
слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
·
В этом возрасте у детей часты
слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
·
Ребенок требует от взрослых
постоянного внимания к себе.
·
Дети во время кризиса 3 лет больше
стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.
Причины кризиса 3 лет у детей
·
Происходит ломка прежних и становление
новых качеств личности ребенка;
·
Ребёнок начинает отделяться от
взрослых.
·
Возникает непреодолимое желание
все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит
любому давлению со стороны окружающих людей.
·
Ребенок начинает отстаивать свое
«Я».
·
В речи ребенка все чаще
можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
·
Появляется чувство собственности,
склонность к жадности, ревности.
·
Малыш становится упрямым.
·
Дети не делают того, о чем их
попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать
все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его
интересам.
·
Ребенок может проявлять
недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими
людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
·
Может называть родителей бранными
словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как
реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство
поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится
слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
·
В этом возрасте у детей часты
слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
·
Ребенок требует от взрослых
постоянного внимания к себе.
·
Дети во время кризиса 3 лет больше
стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.
Причины кризиса 3 лет у детей
Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие
особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и
многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности
поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает
осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием
авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и
самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и
запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет
способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также
несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Сколько длится кризис 3 лет у детей?
В центре кризиса 3 лет стоит бунт против
авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие
"Кризис трёх лет" весьма условно, его временные границы
размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 - 4
лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели
воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.
Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти
незаметно, без симптомов?
Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных
проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным
образом сказаться на психическом развитии или становлении личности
ребёнка, ошибочно.
В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то,
к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка.
Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за
достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на
данном возрастном этапе его развития.
Кризис 3 лет у детей - Как помочь
ребенку справиться с кризисом 3 лет:
·
Не применяйте авторитарный стиль
воспитания, откажитесь от гиперопеки.
·
Придерживайтесь единой тактики
воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
·
Проявляйте чуткость и терпение.
·
При возникновении у
ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.
Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть
ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен
усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей
бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику.
Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.
·
Старайтесь не спорить с ребёнком.
Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет
вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится
под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему
взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на
родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
·
Не командуйте своим ребенком! Он
этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
·
Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
·
За едой не уговаривайте – пусть
ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.
·
Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например,
самому одеваться и раздеваться).
·
Дайте ребёнку возможность
проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы,
накрыть на стол, подмести пол и т.д.
·
Позвольте ребенку делать
самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в
садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами
нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные
решения.
·
Уступайте в мелочах. Если ребенок
за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего
страшного не случиться.
·
Ищите вместе с ребёнком
компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением
ребенку права выбора.
·
Воспитание должно строиться не на
запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.
·
Четвертый год жизни наиболее
благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
·
Регулярное понукание со временем
порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права
выбора собственного пути решения стоящей перед
ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
·
Предлагайте ребенку свою помощь, а
не делайте все за него.
·
Показывайте ребенку свою любовь,
чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить ребенка просто так, таким
какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к каким последствиям для
ребенка может привести нехватка любви читайте в статье «Безусловное принятие
ребенка» .
·
Малыш может решить, что вы его не
любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за
нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен
еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение
к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо.
Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
·
В возрасте 3 лет игра становится
для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с
ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить
игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По
средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения,
правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите
игрушки ребенка.
·
Ребенок четвёртого года жизни
начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте
своего ребенка.
·
Не сравнивайте достижения вашего
ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не
сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку:
"Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а
у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не
старался!" вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного
будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример,
например: "Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера,
рисунок аккуратный, молодец".
·
Не следует ставить ребёнку общих оценок,
типа: "растяпа", "плохорукий" и т.п. Ваши невзначай
брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для
дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он
всё может сделать сам: "Молодец, у тебя почти получилось, давай я
тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно".
Кризис 3 лет у детей - это период серьёзного испытания
для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в
одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните,
обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.
Комментарии
Отправить комментарий