Седьмой год
жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития,
длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением
становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять
лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для
создания психологических условий, которые послужат появлению все новых
направлений и линий развития.
Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка.
Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно
развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма,
развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы
центральной нервной системы.
Также для детей этого возраста характерны
определенные психологические особенности развития. Им
присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов,
таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает
непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития
произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и
удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у
ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных
ролей в организации разнообразных
психических процессов начинает играть именно память.
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется
рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического
мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения,
сравнения и классификации, а также способности определять
существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
Развитие воображения.
Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря
различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов,
неожиданным ассоциациям.
Социальное развитие:
• дети 6 лет уже умеют
общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
• хорошо ориентируются не
только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
• способны управлять
своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют,
проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими,
первыми,очень огорчаются при неудаче:
• тонко реагируют на
изменение отношения, настроения взрослых.
Организация
деятельности:
• дети шестилетнего возраста способны воспринимать
инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая
задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность,
а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного
последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно,
без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой
отдых или изменение вида деятельности,
• они способны оценить
в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и
нуждаются в ней,
• способны самостоятельно
исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
• дети способны правильно
произносить все звуки родного языка,
• способны к
простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным
запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно
строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать
знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются со
взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать
свою мысль,
• способны передавать
интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
• способны использовать
все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
• дети шестилетнего возраста способны к
систематизации, классификации и группировке процессов, явлений,
предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
• они проявляют
самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям,
наблюдательны, задают много вопросов,
• с удовольствием
воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас
сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Мотивы поведения:
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых,
стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные
интересы;
• устанавливают и сохраняют
положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Физическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте двигательная
деятельность ребенка становиться более активной и
разнообразной. Именно начиная с шести - семи лет, родителям рекомендуется
занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в
активные игры. Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям
старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или
трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше
всего. Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в
школу, где есть свой режим и свои нагрузки:
сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т.
д.
В возрасте шести-семи лет
деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается
значимость эмоциональных реакций.
Становление личности, как и
психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано
с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже
постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько
успешна его деятельность,
насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие
окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение,
занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.
Одним из наиболее важным
новообразованием в процессе развития личностной и психической сферы
ребенка в возрасте 6-7
лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно
все больше преобладают над «я хочу».
Также в этом возрасте возрастает стремление
к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с
общественной оценкой.
Постепенно, осознание
ребенком своего «я» и формирование на данной
основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к
появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра,
которая была основной деятельностью ребенка в течение
дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в
силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки
привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности,
то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно
называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных
результатов и особенностей психического
и личностного роста детей дошкольного
возраста.
Комментарии
Отправить комментарий