Адаптационный период в детском саду.

 

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2  - 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики; рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

  Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).



Что должен знать и уметь малыш при поступлении в детский сад.


Советы психолога родителям.

Одним из важнейших факторов успешной адаптации является умение общаться. Ребенок владеющий элементарными навыками общения (обращения к взрослым и сверстникам, умением попросить о помощи, совместно играть или выполнять какие-либо действия) гораздо реже попадет в затруднительные ситуации. Итак, остановимся на самых важных, для адаптации, моментах общения.


Деловое сотрудничество.

Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях, оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому  сотрудничеству со взрослым, то есть учиться делать что-то вместе с папой, с мамой, бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку , то одно колечко нанизывает взрослый, а другое –ребенок, если загружаете машинку кубиками, то то везти груз в другую комнату поручите малышу.                                                                                                                                        

Познание сверстников.

Вашему ребенку необходимо усвоить, что маленькие дети, которые играют во дворе не куклы, а живые существа. Поэтому их нельзя толкать, хватать за волосы, царапать. Зато с ним интересно играть, меняться игрушками, бегать наперегонки. Старайтесь, чтобы вокруг ре6енка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться своими игрушками, получать радость, когда не только берешь, но и даешь. Перед приходом в ясли полезно познакомить малыша с кем-нибудь из его будущей группы.


Умение играть.

Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть наполнены для него смыслом. Куклу можно кормить, укладывать спать, одевать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать это вместе с ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в яслях он всегда найдет себе интересное дело.


Знакомство с новыми людьми.

Старайтесь , чтобы в вашем доме появлялись новые для малыша люди. Он должен научиться их не бояться и стремиться познакомиться с ними и подружиться. В конце концов ребенок поймет , что от посторонних не исходит никакой  опасности. Попробуйте оставлять малыша на 2-3 часа с другими родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей. 

 


Как научить ребенка общаться.


1.     Привлекать его к наблюдениям за действиями взрослых и детей.

2.     Высказывать положительную оценку их действиям.

3.     Побуждать ребенка обращаться к взрослым.

4.     Выполнять поручения: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машину»

5.     Обучать совместным действиям.

6.     Важно хвалить ребенка за преодоление неуверенности при обращении к незнакомому лицу.

7.     Расширять круг общения надо постепенно, желательно со взрослыми отзывчивыми, понимающими стремления родителей.


Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад.


· В присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.

· «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.

· Мешать его контактам с детьми в группе.

· Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.

· Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время купать, одевать не по сезону.

· Конфликтовать с ним дома.

· Наказывать за детские капризы.

· В воскресные дни резко менять режим ребенка.

· Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

· Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

· Не выполнять все предписания врача.

 



Комментарии