Процесс адаптации ребёнка в детском саду может
протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке,
другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями.
Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об
успешности адаптационного процесса.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного
процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.
Лёгкая адаптация.
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики; рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести
Сколько длится
адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При
этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции,
однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в
коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая
адаптация
Малыши с тяжёлым типом
адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно
обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию
при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную
отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять
от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной
дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные
особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Что должен
знать и уметь малыш при поступлении в детский сад.
Советы
психолога родителям.
Одним из важнейших факторов
успешной адаптации является умение общаться. Ребенок владеющий элементарными
навыками общения (обращения к взрослым и сверстникам, умением попросить о
помощи, совместно играть или выполнять какие-либо действия) гораздо реже
попадет в затруднительные ситуации. Итак, остановимся на самых важных, для
адаптации, моментах общения.
Деловое сотрудничество.
Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях, оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому сотрудничеству со взрослым, то есть учиться делать что-то вместе с папой, с мамой, бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку , то одно колечко нанизывает взрослый, а другое –ребенок, если загружаете машинку кубиками, то то везти груз в другую комнату поручите малышу.
Познание сверстников.
Вашему ребенку
необходимо усвоить, что маленькие дети, которые играют во дворе не куклы, а
живые существа. Поэтому их нельзя толкать, хватать за волосы, царапать. Зато с
ним интересно играть, меняться игрушками, бегать наперегонки. Старайтесь, чтобы
вокруг ре6енка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время
прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться своими
игрушками, получать радость, когда не только берешь, но и даешь. Перед приходом
в ясли полезно познакомить малыша с кем-нибудь из его будущей группы.
Умение играть.
Малыш, который умеет только
бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка будет скучать в
детском саду. Игрушки должны быть наполнены для него смыслом. Куклу можно
кормить, укладывать спать, одевать. В игрушечную машину можно погрузить
солдатиков и доставить их в другое место. Взрослый должен несколько раз
проделать это вместе с ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю
важность этого занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и
тогда в яслях он всегда найдет себе интересное дело.
Знакомство с новыми людьми.
Старайтесь , чтобы в вашем
доме появлялись новые для малыша люди. Он должен научиться их не бояться и
стремиться познакомиться с ними и подружиться. В конце концов ребенок поймет ,
что от посторонних не исходит никакой
опасности. Попробуйте оставлять малыша на 2-3 часа с другими
родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и
переключаться на других людей.
Как научить
ребенка общаться.
1.
Привлекать его к
наблюдениям за действиями взрослых и детей.
2.
Высказывать
положительную оценку их действиям.
3.
Побуждать ребенка
обращаться к взрослым.
4.
Выполнять
поручения: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машину»
5.
Обучать
совместным действиям.
6.
Важно хвалить
ребенка за преодоление неуверенности при обращении к незнакомому лицу.
7.
Расширять круг
общения надо постепенно, желательно со взрослыми отзывчивыми, понимающими
стремления родителей.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад.
· В
присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.
·
«Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
·
Мешать его контактам с детьми в группе.
· Не
уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
· Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время купать, одевать
не по сезону.
·
Конфликтовать с ним дома.
·
Наказывать за детские капризы.
· В
воскресные дни резко менять режим ребенка.
· Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским
садом.
· Не
обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
· Не выполнять все
предписания врача.
Комментарии
Отправить комментарий