Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных
сторон его развития.
«Возрастной портрет ребёнка»
«Социальное развитие»
Социальное развитие ребёнка
5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура
общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми,
играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным
правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».
Какие особенности должны
присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным:
•способность играть
с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
•способность сосредоточенно
работать 10-15 минут;
•способность оценить
качество своей работы в общем;
•умение планировать свою деятельность, а
не действовать хаотично, методом проб и ошибок;
•способность самостоятельно
исправить ошибку в своей работе;
Какие возрастные особенности детей 5-6
лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта?
•способность к
классификации предметов, простейшим умозаключениям;
•элементарный запас сведений и знаний об
окружающем мире,
•способность к
произвольному вниманию, однако оно ещё не устойчиво (10-15 минут) ;
•способность воспринимать
инструкцию и по ней выполнять задание;
•количество одновременно воспринимаемых
объектов невелико-1-2;
•преобладает непроизвольная память;
•легче запоминают наглядные образы, чем
словесные рассуждения;
•способность к
овладению приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и
группировка) ;
•неспособность быстро
и часто переключать внимание с одного вида деятельности на Другой
Возрастные особенности 5-6 лет.
Это возраст активного развития физических
и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания
окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
Продолжает активно познавать окружающий
мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или
создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки помогает
ему не только развиваться, но и адаптироваться к
миру, который для него пока сложен и мало объясним.
Желает показать себя миру. Он часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может
провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
С трудом может соизмерять
собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и
поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ,
желая заполучить то, что хочет.
Готов общаться со сверстниками, познавая
через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит
от сюжетно - ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм
управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со
стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом —
каждый самого себя.
Стремится к большей самостоятельности.
Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться
на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для
него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и
другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно
существенной.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет
откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.
Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его
подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
По возможности не пугаться и не
увиливать от «неудобных», но очень важных для
ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы,
которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему
специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской
литературой на эту тему.
На вопросы о смерти отвечать по
возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными,
представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у
ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не
осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и
сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в
процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно
пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться
самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за
помощью к психологам.
Чем можно заняться дома с ребенком?
- Расставлять от 6 до 8 картинок в
правильной последовательности.
- Запоминать 5-6 предметов, содержание
сюжетного рисунка.
- Находить пару каждому предмету;
объяснять, какая между ними связь.
- Находить закономерность в расположении
предметов.
- Решать простые логические задачи и из
трёх предметов выбирать нужный.
- Находить признаки сходства и отличия
между двумя предметами и рисунками.
- Находить среди предметов лишний,
объяснять свой выбор.
- Различать и правильно называть все
цвета и оттенки.
- Различать явления природы. Правильно
определять последовательность времён года (знать месяцы, порядок дней недели;
части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».
- Расставлять числа в правильной
последовательности. Находить пропущенное число.
- Узнавать цифры.
- Раскладывать числа на меньшие
составляющие (например,6 на 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1).
- Сравнивать количество предметов.
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
- Уравнивать количество предметов в
группе.
- Правильно использовать в речи
порядковые числительные.
- Решать простые примеры и задачи на
сложение и вычитание.
- Ориентироваться в пространстве и на
листе бумаги (вправо, влево, посередине, между,
вверху, внизу, спереди, сзади).
- Узнавать и правильно называть
геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб,
трапецию и тела (куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).
- Называть предметы окружающей
обстановки, действия людей и животных.
- Называть обобщающим словом предметы,
относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т. д.).
- Находить предмет по описанию
(мороженое - «холодное, белое, сладкое»,
самостоятельно составлять описание предмета.
- Подбирать слова близкие и
противоположные по значению (мелкий -глубокий).
- Определять материал, из которого
сделан предмет: резиновый, пластмассовый, деревянный,
стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.
- Знать, какие бывают профессии;
названия праздников.
- Поддерживать беседу: уметь отвечать на
вопросы и правильно их задавать.
- Рассказывать наизусть несколько
стихотворений, потешек, загадок,; отгадывать загадки.
- Составлять по картинке связный рассказ
из 6-7 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- Пересказывать содержание услышанной
сказки; употреблять в речи простые и сложные
предложения.
- Придумывать окончание к рассказу.
- Выделять заданный звук в слове;
понимать, чем отличается буква от звука (звук - это то, что мы слышим, а знаки,
которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).
- Правильно называть звуки и буквы;
определять количество слогов в слове, ударный слог.
- Пользоваться различными
изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами,
фломастерами.
- Проводить линии разной длины и
направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки;
копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.
- Выполнять задания в прописях.
Ответить на вопросы:
- Как зовут ребенка (фамилия, имя?
- Сколько ему лет?
- Как зовут родителей (фамилия,
имя, отчество?
- Домашний адрес (город, улица, дом,
квартира?
- Как называется наша планета?
- Наша страна?
- Столица нашего государства?
Ваша задача:
- Не торопить ребёнка.
- Учитывать настроение, самочувствие,
желание ребенка.
Дошкольный возраст -
возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему
ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные
вашему ребенку. - Познавайте с ребенком, когда гуляйте, готовите, убирайте.
Главное, что у вас есть желание
подготовить своего ребёнка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него
мгновения его жизни
Комментарии
Отправить комментарий